Пеликан

Категории раздела
О Николае Рерихе [7]
Толстой, Лев Николаевич [1]
Статистика
Главная » Файлы » Светочи Культуры » О Николае Рерихе

1.Николай Рерих и Север. Е.Г.Сойни.
[ Скачать с сервера (750.9 Kb) · Скачать удаленно (750,89 КБайт) ] 28.04.2009, 15:06

Когда мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе, мы прежде всего вспоминаем сотни живописных полотен, созданных художником в далекой Индии, пейзажи неповторимой природы Центральной Азии и Гималаев, рериховские эскизы декораций к спектаклям, прославившим русское театральное искусство начала XX в. – «Князю Игорю», «Снегурочке», «Весне священной», монументальные росписи, цикл картин, посвященный городам Древней Руси: Угличу, Ростову Великому, Изборску.

Нам меньше знакомо литературное наследие Рериха, хотя его перу принадлежат стихи, повести, рассказы, сказки, пьеса, публицистические книги, литературно-критические статьи.

Великий художник внес свой вклад и в науку. До сих пор не потеряли научного значения археологические исследования Рериха, а результатами раскопок, которые он проводил еще будучи студентом, пользуются современные археологи СССР и Финляндии.

Неутомимый путешественник, он исследовал малодоступные области Центральной Азии, совершал длительные экспедиции. Результатом этой исследовательской деятельности Рериха стало создание Гималайского института научных исследований.

Рерих, горячий патриот своей Родины, был и настоящим интернационалистом. Велика его слава общественного деятеля, неутомимо боровшегося за мир, внесшего особенно большой вклад в укрепление дружбы между народами Советского Союза и Индии. Рериху принадлежит заслуга создания Пакта, направленного на защиту культурных ценностей в случае войны, родившего в 30-е годы широкое международное движение. Идеи «Пакта Рериха» легли в основу заключенной в 1954 г. в Гааге конвенции о защите культурных ценностей.

Вместе с М. Горьким и И. Репиным Николай Рерих сыграл важную роль в истории развития русско-финских культурных связей. Личная и творческая дружба связывала Рериха с классиком финской живописи Аксели Галлен-Каллелой. Между художниками велась оживленная переписка. Наиболее интенсивной она была в сортавальский период жизни Рериха (1916–1919). К работе международного культурного центра «Corardens» (Пылающее сердце) Рерих привлек и своего финского друга.

Жизнь и творчество Рериха – своеобразный синтез науки, искусства, общественной деятельности, великолепное воплощение его многогранного гения.

Весь мир охватывал он своим вниманием. По-пушкински восприимчивый к культурам разных народов, Рерих интересовался и русскими былинами, и скандинавскими сагами, и финскими рунами. Он открыл русскому народу краски и мудрость Индии. Однако, не попади Рерих на Восток, он остался бы в истории русского искусства певцом Севера...

И в живописном, и в литературном, и в научном наследии Рериха многое связано с этим краем: около двухсот картин и этюдов (наиболее известны «Святой остров*», «Вечное ожидание*», «Карелия*»), произведения разных литературных жанров: повесть «Пламя», пьеса «Милосердие» (причем единственные повесть и пьеса), здесь им были созданы почти все стихи, сказка «Гримр-викинг», ряд статей.

Рерих неоднократно бывал на Севере. В 1899 г. он прошел по Великому водному пути из варяг в греки, увидел Ладогу, озеро Ильмень, Волхов. В 1907 г. посетил города Финляндии: Хельсинки, Иматру, Савонлинну, Лохья, Турку, а в декабре 1916 г. поселился в Сортавале и провел в Приладожье более двух лет, выезжая отсюда на карельские острова и в столицы Скандинавских стран. Здесь, на Севере, формировались творческая личность Рериха и его мировоззрение. Здесь кристаллизовались основные идеи, владевшие им на протяжении всей дальнейшей жизни.

В декабре 1917г., когда Финляндия по декрету, подписанному В. И. Лениным, получила самостоятельность, Сортавала отошла к новому государству. Перед Рерихом, отрезанным от революционной России государственной границей, заново встали вопросы о судьбе Родины, о путях истории, о смысле бытия. Рерих понимал революцию как «ступень к мировому единству». «Недавно казалось, что все слова о единстве – мечта несбыточная. Но вновь прозвучали слова о том же. Слова еще грубые, непохожие на высокие пророчества древности, – писал Рерих осенью 1917г. в статье «Единство», – государственность дрогнула и обратилась к народному строению. А народность – первая ступень к единству». Мысль о единстве народов на многие годы вперед определила деятельность художника, привела его к идее создания международных культурных организаций, к разработке Пакта об охране памятников куль туры.

Север всегда волновал художника, а в Карелии Рерих проникся еще большей симпатией к северной природе. Его привлекала первозданная красота ладожского побережья, сосны, растущие на голых скалах, острова в частоколе каменных копий – все это было близко духу Рериха. Глубокий интерес проявил Рерих и к культуре Севера. Здесь он ближе узнал эпос «Калевала», подружился с финскими художниками. Здесь же окончательно определилось его желание посетить Индию, совершить путешествие в Гималаи. Но особый интерес художника к Северу не был случайным...

Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 г. в Петербурге, в семье, ведущей свой род от скандинава, перешедшего на службу к Петру I. Детские годы художника прошли среди ингерманландцев – финского населения Петербургской губернии. В Ингерманландии находилось имение Марии Васильевны Рерих (урожденной Калашниковой), матери художника. «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», – вспоминал Рерих.

Слово «Извара» казалось мальчику странным, и было заманчиво верить преданию, что во времена Екатерины жил неподалеку индийский раджа, который и дал название имению (но слово это финского происхождения, объяснить его можно по-разному: iso vaara – «большая гора», isa(n) vaara – «отец-гора», «гора отца», Issoi(n) vaara –«Исая гора». – Е. С).

Не менее загадочными, чем их название, были и сами холмы Извары – «ночью там проходить страшились. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей». Чем больше легенд узнавал о них Рерих-гимназист, тем сильнее хотел разгадать тайну изварских холмов. И когда в Извару приехал археолог Л. К. Ивановский, девятилетний мальчик впервые принял участие в раскопках.

Благодаря раскопкам Л. К. Ивановского русская археология в конце XIX в. получила описания около шести тысяч курганов, оставленных славянами и небольшим народом прибалтийско-финского происхождения – водью, сформировавшимся еще в I тысячелетии н. э. на территории к северо-востоку от Чудского озера. Это первое прикосновение к «древнему миру» на многие годы определило интерес художника к истории и археологии. «...Спасибо вам, изварские курганы»,– писал он в «Листах дневника».

В студенческие годы Рерих, учившийся по настоянию отца, известного нотариуса Константина Федоровича Рериха, на юридическом факультете Петербургского университета, ежегодно вел самостоятельные археологические исследования курганов Петербургской губернии. Этим раскопкам он посвятил свои первые книги: «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца» (1899), «Экскурсия Археологического института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С.-Петербургской губернии» (1900), «Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой» (1903).

Археология научила Рериха максимальной точности, выработала потребность опираться на достоверные, научно обоснованные факты, что сформировало его принципиальный подход к творческой деятельности.

Вчитываясь в книги Рериха, можно ясно увидеть, насколько сильно опирался этот «интуитивист» на познание, насколько неслучайны были многие его живописные образы. Широчайший круг современных ему научных проблем находил отражение в его произведениях. Север, осмысленный Рерихом и научно, и художественно, дал ему те импульсы, то вдохновение, благодаря которым появились многие из его шедевров, как живописных, так и литературных.

 

Эта книга впервые достаточно полно освещает карельский период жизни и творчества Н. К. Рериха, во многом определивший судьбу художника, рассказывает о творческих связях Н. К. Рериха с деятелями культуры Финляндии.

Документы из архивов Финляндии, Швеции, Дании существенно дополняют сведения о жизни художника в Карелии. С помощью финских искусствоведов в частных собраниях Финляндии и Швеции удалось найти и несколько картин Рериха, написанных в Сортавале.

Неоценимую услугу в поиске материалов оказали автору финские ученые А. Рейтала, А. Тойкка-Карвонен, К. Каннас, Б. Хеллман, П. Песонен, профессор Копенгагенского университета П. Меллер, коллекционеры Э. Салменкаллио (Хельсинки), П. Пальмшерна (Стокгольм), искусствоведы П. Ф. Беликов (Таллин), Г. Р. Рудзите (Рига), В. Г. Бондаренко (Москва). Ценными воспоминаниями поделились с автором сын Н. К. Рериха Святослав Николаевич Рерих, дочь А. Галлен-Каллелы Кирсти Галлен, сотрудница Н. К. Рериха Ираида Михайловна Богданова. Автор выражает им искреннюю благодарность и признательность. Фотоснимки с рериховских картин, хранящихся в финских музеях, были любезно предоставлены сотрудниками Академии художеств Финляндии и музея Атенеум.


Категория: О Николае Рерихе | Добавил: Admin
Просмотров: 1886 | Загрузок: 585
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024