День Культуры
С самых малых лет каждый
человек в любом конце нашей планеты имеет представление о свете. Христиане,
например, знают, что Бог есть Свет и все самое лучшее связывают именно с ним.
Когда люди говорят, "что меня осенила светлая мысль", "всего
тебе светлого" и т.п., то, конечно, они напоминают нам о том же. Именно со
Светом, как со связующим магнитом или путеводной Звездой, Светом Незримым, под
которым понимают знание, любовь, добро, улучшение жизни и благие мысли, а не со
светом костра, лампы или фонаря связаны все наши лучшие надежды и понятия обо
всем прекрасном. Так и повелось у
человечества. Тех, кто служил и служит Свету, т.е. все силы направляет на благо
всего человечества, его развитие, так называют почитателями или служителями
Света.Представителей противоположных сил - служителями тьмы. Слово культура в
общепринятом представлении имеет латинские корни. Но нетрудно доказать, что это
слово более древнее. В Римскую империю оно попало к нам благодаря широким связям
и огромным ее пространствам от Сирии на Востоке до Британских островов
включительно на Западе. Кельтские жрецы-друиды дали первую часть двусоставного
слова - культ, что означает почитание. Вавилонские жрецы-халдеи дали второй
корень - Ур, что означает Бог Света или Свет. Соединение этих двух корней и
дает слово "Культура", означающее почитание Света. Есть разные мнения по
вопросу определения Культуры. Имеются и такие, которые скажут, что люди и так
понимают, что это такое, а в определениях мы только запутаемся и перессоримся,
а все равно не придем к чему-то обобщающему и единому. Но так ли это? Разве
поле, в котором растет множество цветов, страдает от многообразия? Зато, если
мы что-нибудь удаляем с этого поля, оно блекнет и теряет свою первоначальную
красоту. Почитание Света столь многообразно, что каждый человек, видя
проявление жизни в зависимости от своего восприятия, ищет и находит какие-то
свои обозначения. И потому ничего плохого не произойдет, если определений
культуры будет множество. Для примера предложим ряд утверждений, что
"Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание
жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть Оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель.
Культура есть сердце. Культура покоитсяна красоте и знании». Разве эти
определения Н.К.Рериха противоречат одному из официальных определений, что
"Культура естьсовокупность материальных и духовных ценностей"? Проявления культуры
многообразны. Но хотелось бы предложить и здесь несколько соображений. Если природа имеет
нетронутый, первозданный вид, то она, насыщенная ритмом Света незримого,
является созданием творческим,еще не подвластным постижению в полном объеме
человеческому уму, и будет воплощением гармонии этого света. А что такое
красота,как не гармоничное соотношение частей в целом? Имеющая
Свет природа, таким образом, попадает под разряд почитания в ней Света и
напрямую имеет отношение к культуре. Когда мы говорим, что
природа насыщена Светом, то человек, ее высшее проявление, так же не может быть
лишен его. Но человек наделен еще и свободой выбора, а потому он проявляет этот
свет во многом по своей воле. Максимальное проявление - при творческом порыве и
устремлении, при любви, особенно любви объединяющей, а потому высшей. И если
любовь человека приобщается к Божественному, то и творения человеческие будут
таковыми, а, следовательно, они будут излучать Божественный Свет, и
способствовать развитию человечества. Это и есть та сила, которая исцеляет душу
и тело. Если мы хотя бы
догадываемся,что любые разрозненные части какого-либо целого нуждаются
в объединяющем начале,то мы невольно согласимсяс тем, что объединяющая
сила должна быть разумнее, чем части, ею соединяемые. Поэтому, размышляя
подобным образом, даже материалисты самой грубой формации сказали бы,что необходимо иметь
нечто объединяющее. Для огромной части человечества это объединяющее начало
заключено в Боге. Мы уже утверждали, что Бог
есть Свет, что Бог есть и жизнь, следовательно, живое писание или живопись -
это привнесение все того же Света,его проявления или выражения через нанесение
человеком красок на холст, картон или бумагу в виде образов, соответствующих
гармонии и красоте. Архитектура есть
строительное искусство. Но строить или с-троить означает соединить три части,
различающиеся по степени утонченности материи и объединенные самой
наитончайшей. А что же может быть этой наитончайшей, а потому и незримой
материей, как не Свет? Потому и творчество архитектурное является также проявлением
Света. Скульптура - понятие,
имеющее свое происхождение от действий по высечению камня, в глубине своей
имеет также и смысл высечения камня философского. Философский камень - это
духовные накопления, которые можно приобрести только при творческом
устремлении, при обращении к Высшему. А высечение камня природногоили создание форм
прекрасных из пластичных материалов - это уже проявление накоплений духовных. Незримыйсвет организует
соотношение частей в целом, во всем зримом и незримом пространстве. Соотношение
частей, в свою очередь, определяет чередование последовательностей или ритмы.
Ритмы, многообразные и бесконечные,могут проявляться через человека в высшем его
творчестве -поэзии и музыке. Не случайно, всем видам искусства у
древних грековпокровительствовали богини муз, давшие название одному изних - музыка. Если мы мыслим, то творим, а
если творим - проявляем свою свободную волю. Когда проявляем слово или речь в
свободном творчестве без особо сложенного ритма, то это уже будет проза. Потому
не только поэзия, но и проза является выражением Света Незримого. То же самое
можно сказать и по вопросам прикладногоискусства,о художественном
промысле, ибо промышлять означаетпродумать мысль, мысль утончения и
совершенствования. Природа и искусство, насыщенные светом в наибольшей степени,
и являются всем тем, что необходимо охранять и создавать в творческом
устремлении для блага человеческого. Во всех веках и у всех
народов находились и находятся люди, призванные бороться против невежественных
разрушений культурных ценностей. Но не так много людей могло выразить и, в
первую очередь, зажечь людей для действий, способствующих охранению культурных
ценностей. Происходит это от того, что необходимо, во-первых, самому быть
деятелем культуры, причем самого высокого уровня, а, во-вторых, необходимо
иметь притягательную силу, обладать синтезом знаний, а еще выстрадать свой путь
в борениях. Но все-таки история
человечества знает таких людей. Им являетсярусский человек,
мыслитель, художник, искусствовед, археолог, ученый, педагог, путешественник и
общественный деятель Николай Константинович Рерих. Рерих родился в 1874 г.в Петербурге, а уже в
1894 г. при посещении Троице-Сергиевой лавры и Нижнего Новгорода под
впечатлением увиденного, он начинает свой путь поборника культуры. Далее в 1895
г. поездка в Киев, в Киево-Печерскую лавру,где было по достоинству
оценено древнерусское искусство и его европейские и малоазийские корни. В
1896-97 гг. - Шелонская пятина, Волхов, Великий Новгород - Новгородская земля
подтвердилиего мысли о необходимости срочных восстановительных
работ. Более того, боль о разрушающихся объектах и предметах старины Рерих
выразил в 18 98 г. в своих статьях, где было изложено о неправедных
восстановленияхСв. Софии, Спаса Нередицкого и др. В 1898-99 гг. он продолжает
исследование северо-запада России: Псков (Мирожский монастырь), Остров, Валдай,
о. Пирос, Суворовское поместье, р. Мета. Наконец, в 1903 г. - большое
паломничество с супругой Еленой Ивановной Рерих по 40 городамРоссии от Казани до
границ литовских: Ниж. Новгород, Кострома,Владимир, Спас на Нерли,
Суздаль, Ярославль, Изборск, Седно, Печоры, Митава и т.д. 1904 г. - продолжениепутешествия:Верхняя Волга,Углич, Калязин, Тверь,
высоты Валдайские, Деревенская Пятина. Путешествия 1903-04 гг. - это не
туристический вояж,а запечатление в живописных полотнах достижений русских
мастеров, в основном храмового строительства, причем чаще всего в том виде, в
котором они представали в очищенном от неправедных пристроек и "новшеств".
Здесь Рерих выступает и как реставратор, искусствовед и пытливый
ученый-исследователь. 1905 г. - Смоленск, Вязьма,
Приднепровье. Осознание необходимости возрождения прикладного искусства. Помощь
М.К.Тенишевойв этом начинании. 1907 г. - Карелия и
Финляндия, Карельские храмы - новые впечатления и утверждения. 1908-13 гг. - активное
участие в росписи стен и создании мозаик в т.ч. в храмах Смоленска, Рославля,Почаева. 1910 г. - участие в
раскопках на территории Новгородского Кремля и восстановление многообразных
истоков русской культуры. 1913 г. - Кавказ.Очередноеуточнениео различныхпутях взаимосвязей и взаимовлияний различных народов. 1914 г. - роспись стен в
Святодуховской церкви вТалашкине около Смоленска. 1915 г. - Н.К.Рерих, уже
признанный деятель по защите культурных ценностей передает проект-предложение и делаетдоклад императору Николаю II и Вел. князю Николаю Николаевичу "О всенародной охране культурных сокровищ"'.Он был выслушан внимательно,сочувственно и одобрительно,но и только...Сложное положение России в 1-й мировой войнене позволили Николаю II заняться решением предложенного вопроса и предпринять какие-нибудь шаги. 1917-18 гг. - Карелия:
Сердобль (Сортавала), о. Валаам,Св. Остров.Красоты Карельские со всей силой
убеждают в срочности действий по охране окружающей природы. 1919 г. - кратковременные
остановки в Швеции, Норвегии, Англии (Лондон), в благополучных странах, где
проблемы с сохранениемпамятников стоят также весьма остро. 1920-23 гг. - жизнь Рериха в
США, где проводится активная деятельность в качестве художника, писателя и
общественного деятеля. Им создано несколько культурных и научных учреждений:
Институт объединенных искусств в Нью-Йорке и Объединение художников "Cor
Ardens"("Пылающее сердце") в Чикаго, Международный
Художественный центр "Corona Mundi"("Венец Мира") и Музейим.Н.К.Рериха в
Нью-Йорке. 1924 г. - экспедиция по
Сиккиму и Бутану. 1925-28 гг. -
Центрально-Азиатская экспедиция. 1928 г. - основание
Института Гималайских исследований "Урусвати", который расположен в
Индии, в долине Кулу. 1929 г. - выдвижение проекта
международного договора по охранекультурных ценностей, получившего название Пакта
Мира или Пакта Рериха. Идеи и принципы, заложенные Рерихом обрабатывает
согласно Кодексу Международного Права доктор Международного Права и
Политических наук Парижского Университета, лектор Института Международных наук
Г.Г.Шклявер по совещании с профессором Альбертом Жоффр де ла Праделем, членом
Гаагского Мирного суда, вице-президентом Института Международного Права и
Членом Факультета Сорбонны. 1931 г.,12сентября-1-я конференция в
бельгийском г. Брюгге. Образование Лиги Культуры.Лига (лат., liga - соединение, союз)означает объединение
людей по двум задачам - охранительной и просветительской.ЛигаКультуры предложенакак единственно
возможный путь к единению человечества, ибо попытки объединить на религиозных, философских, расовых, национальных, расовых,
возрастных, классовых началах приводили только к соперничеству, вражде и войне.
Устремление же к Красоте и Знанию свойственно всем людям независимо от
вьшеперечисленных различий, а потому и имеется возможность объединения. 1932г., август, II
конференция в г. Брюгге. 1933 г., 17 ноября, III
конференцифя в г. Вашингтоне. 1935 г., 15 апреля - подписание Пакта, названного
Пактом Рериха в честь инициатора, вдохновителя и организатора представителями
двадцати одной латиноамериканской страны, а также президентом США Рузвельтом.
После этого путь для подписания Пакта Рериха открыт для всех остальных, ибо он
был подкреплен авторитетом ведущей мировой державы. Договор имел семь статей и
официально назывался "Договор об охране художественных и научных
учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)". Первая статья этого
договора гласила, что «исторические памятники, музеи,научные,художественные,
образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и кактаковые пользуются
уважением и покровительством воюющих сторон. Таким же уважением и
покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и
покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные,
художественные, образовательные и культурные учреждения,как во время войны, так
и в мирное время». Как и любой Договор, Пакт Рериха имеет свой символ, свой
флаг, названный Знаменем Мира и Знаменем Культуры. В изображении его на белом
фоне три амарантовых сферы, расположенные в такого же цвета окружности. Три
сферы означают прошлое, настоящее и будущее, находящиеся в круге вечности или
по другой трактовке: науку, религию и искусство в круге их синтеза - культуры.
Имелись еще и другие трактовки, например: дух, душа и тело или три составные
материи в единстве мироздания. В настоящее время сложилось
много непонимания относительно этого символа, особенно его происхождения.
Символ был предложен Н.К.Рерихом, но он не принадлежит ему и не является его
изобретением, а тем более - не принадлежит только лишь его последователям. Это
общенародный символ, и сам Рерих об этом неоднократно давал разъяснения. Задача
Рериха была найти такой символ, чтобы он присутствовал у всех народов, на всех
континентах и во всех веках. Он писал: "Что может быть древнее и подлиннее
византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному
Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая
Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Лавры. Именно этот символ - символ
древнейшего Христианства, освященныйдля нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне
наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы
и расположения их, согласно иконе Рублева"(письмо Н.К.Рериха барону
М.А.Таубе от 13.02.32 г.). Или еще одно утверждение: "Просят собрать, где
имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался
раскинутым повсему миру. Теперь объясняют его разно - одни говорят,
что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других
ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры.
Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древноститакже имелись
всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак этот как
таковой утверждался по всему миру. Чинтамани - древнейшее
представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в
Китае вы найдете тоже изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят
о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же
знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на
щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские,
несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских.
Он же на изображениях Гессер-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тимерлана.
Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинныхкартинах испанских и на
картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Бари. Тот же знак на
старинном изображенииПреподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он
же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на
скалах Монголии. Он же на Тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских
горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных
фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских
знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же
знак" (Н.К.Рерих "Знамя Мира" в кн. Листы дневника", т. II). В 1931 г. наряду с
основанием Всемирной Лиги Культуры Н.К. Рерихом было предложено проведение Мирового
Дня Культуры. В своей статье" Привет конференции Знамени Мира"
("Держава Света") он пишет: "Мы услышим и о Мировом Дне
Культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно будет
посвящендень осознанию национальных и мировых культурных
сокровищ. Мы обсудим, какие именно памятники культуры и собрания культурныебудет охранять Знамя
Мира. Обсудим и всемирное каталлогирование всех ценностей человеческого гения.
Будет обсужден весь комплекс забот о Красоте и Знании, который, поистине,
является обязательностью всего мыслящего человечества, внося в жизнь прочные
устои. Конечно, будет обсуждено и учреждение особых комитетов во всех странах,
представители которых уже выразили или готовы выразить симпатию этому
культурному делу. Конечно, будет обсужденои учреждение особых
комитетов во всех странах, представители которых уже выразили или готовы
выразить симпатию этому культурному делу". В некоторых городах,
например, в Новосибирске, Иркутске, уже несколько лет проводят Дни Культуры еще
с 1990-х годов, а в Санкт-Петербурге в 1996 году силами общества «Знамя
Культуры» был проведен первый День Культуры средишкол города,которыйполучил свое развитие на
городскомуровне. Важность проведения такого
Дня Культуры, несомненно, исключительная. Это позволяет устремить человеческую
мысль на осознаниевсего прекрасного и сконцентрировать многократно
умноженные мысли на эволюционные задачи, на оздоровление и улучшение жизни,
дать заряд бодрости и устремление на целый год, а может быть и на многие годы. Так будем же надеяться, что
состоится Мировой День Культуры!
|