Черты языческой религии и древней мифологии финнов сохранились
ещё до сих пор в виде разных преданий, веры в могущество слова при
заклинаниях и магической медицины, практикуемой знахарями,
занявшими место знаменитых колдунов севера и в особенности финской
Лапландии.
Кроме этих пережитков, материалом для научного
восстановления древней религии финнов и первоначальных мифов,
играющих столь важную роль в финской эпической поэзии ( Калевала),
могут служить некоторые известия средневековых писателей, первых
протестантских проповедников XVI и XVII вв. и учёных наблюдателей
народной жизни в XVIII и начале XIX в. Первый список финских богов
дан епископом Агриколой.
И до сих пор ещё не устарели лекции Кастрена.
У финнов, как и у всех народностей финно-угорской и алтайской
группы, бытовал в древнейшее время шаманизм, или религия
волшебства. Кроме того, у них обнаруживаются следы почитания
природы, покровителей родового быта, духов-предков и известных
демонов и героев. Встречаются начала богоизображения в виде
деревянных болванов и священных камней (сейдов).
К финским богам Кастрен
причисляет: 1) Юмала, 2) Укко, 3) небесные
светила — Пейва (солнце), Куу (месяц), Отава (большая медведица) и
Техти (звезды).
За этой первой категорией богов воздушных и небесных идёт у Кастрена
ряд богов водяных, земных и подземных. Почитание солнца и
огня [бог огня Пану (Panu) в отличие от обыкновенного Тули] у
древних финнов совпадало; огонь считался не самостоятельным
божеством, а сыном солнечного света.
Поклонение огню и солнцу
сохранилось в кострах «кокко», которые зажигаются накануне Иванова
дня, а иногда и в ночь на Троицу; тогда они называются helavalkea,
то есть огонь праздника весны. Кокко обыкновенно горят на вершинах
гор или где-нибудь на воде.
Сожигание кокко составляет любимейшее народное празднество.
Прежде это делалось в честь Бальдера, во время наивысшего стояния
солнца над горизонтом. У лапландцев когда-то культ солнца был в
значительной степени распространён, как можно предполагать на
основании солнечных легенд, записанных Харузиным.
Солнце лапландцы
рисовали себе мужчиной, живущим вместе с женой и с матерью. День
наступает, когда солнце начинает объезжать мир либо на медведе,
либо на олене. Самым страшным богом для колдунов и чертей является
громовник Укко, у лапландцев — Айэке и Дермес (Тьермес); у него был
молот, которым он поразил волшебников. С ним в связи Сторьюнкаре,
бог охоты.
Вода почиталась в Финляндии во многих местах в виде святого озера,
святой реки и святой воды; в рунах этот персонализм уступает
обобщению в боге Ахти или Ахто. Это божество моря финны
представляли себе в виде почтенного старика с травяной бородой и
хитоном из пены морской. Он хозяин воды, король морских волн и
властелин птиц. Богатство своё он приобрёл от погружения в море
богатого Сампо. Жена его — Веламмо. К злым демонам водяникам
принадлежат: Hiisi и Wesi, или Meri — Tursas (морское
чудовище).
У лапландцев Мадер-акка и муж её Мадер-атча живут в воздушных
сферах; оба участвуют в сотворении людей. Мадер-атча получил дар
творить душу, Мадер-акка — тело. Если дитя должно быть мальчиком,
то она посылает её к своей дочери Укс-Акка, если девочкой, то к
другой дочери Саракка. Сотворенного таким образом человека
вкладывают в тело земной матери. У эстов Маан-Эмо, супруга
бога-громовника Укко, заботится не только о жатве и плодах земли,
но также об оплодотворении женщин. Финнам это последнее
представление чуждо.
Леса и поля оживляются целым сонмом духов-покровителей: Лиеккиё —
леший, Виронканнас — дух овсяного поля и др. Вообще у финнов
каждому предмету в природе был присущ haltia — гений-покровитель.
По словам Топелиyca, древнеязыческие Ф. халтиа уцелели ещё до сих
пор в виде домовых. Горы, озера, реки, горные источники и даже
самые дома имеют своих духов-покровителей. В народе существует
поверье о встречах с ними простых смертных.
Духам водных источников ещё шестьдесят лет тому назад приносили
в виде жертвы мелкую монету. Рябиновое дерево священно: если жечь
его на огне, оно предсказывает женихам и невестам будущее. Ни под
каким видом не следует убивать лягушек и ласточек, потому что
лягушка была прежде человеком, а ласточка спит из года в год на
морском дне. Пауку надлежит приносить в жертву выпавшие у человека
зубы.
Змеи имеют публичные собрания, на которых совещаются друг с другом.
Мир подземный подвластен богу Туони или Мана; солнце светит здесь
как на земле, нет недостатка в воде, существуют леса, поля, луга,
водятся медведи, волки, змеи, рыбы — но общий характер страны
тёмный и опасный. Семейство смерти: Туонен-укко — отец, Туонен-акка
— его жена, старая женщина с крючковатыми пальцами, Калма —
божество, царствующее над гробами и мертвецами (Kalma обозначает
запах мертвого тела), Туонен пойка — суровый, беспощадный и
кровожадный сын, Туонен-тюттерет — дочери, малые ростом, с лицом
чёрного цвета; одна из них, Ловиатар, производит в сообщничестве с
ветром девять мук рода человечества, другая, Кипу-тютта — дочь
болезней. Поэтическое изображение этого миpa представляет известная
руна Вейнемейнена о поездке его в загробное царство.
Только самым искусным и могущественным шаманам-волшебникам удалась
поездка в Туонелу. Противоположностью светлому празднику лета
является в самую тёмную ночь года праздник Рождества Христова. В
Финляндии нет такой бедной хижины, в которой не зажигали бы свечу в
эту ночь. Пол в избе устилают соломой; воробьи и домашний скот
получают обильный корм. Лопари чтили Рота, властелина ада, и
праздновали этого бога в вечер под Рождество. Ад (Ротаймо), по
представлению лопарей, находится глубоко внизу; туда ездили
колдуны. Вход в ад — иногда через озёра, иногда через трещины
земли. Живут там старухи-людоедки, обладающие даром воскрешать
умерших. Душа живёт у людей поближе к левому боку, недалеко от
сердца, по аналогии с сосной, у которой сердцевина ближе к югу.
Когда человек умирает, душа идёт к богу и пребывает у него в
течение трёх дней; потом она возвращается на землю и путешествует
по тем местам, где пребывала прежде. — За богами, светлыми и
тёмными, шёл целый ряд божеств второстепенных духов, населяющих
землю и воду, живущих в лесах и на горах.
Кастрен приводит их четыре категории: а) гении и демоны природы; в)
духи и души умерших; с) духи живых людей и d) демоны повальных
болезней. Tontu — домового — угощали каждое утро кашей. Пара носил
властелину своему творог, масло и другие съестные припасы. Maahinen
жил под порогом, в деревьях, камнях и в земле. Ему жертвовали
первый кусок новоиспечённых хлебов, первый глоток домашнего пива,
хозяйки — молоко, для преуспеяния молочного хозяйства. Вообще как у
финнов, так и у лопарей духов бесчисленное множество. Масса их
населяла леса, горы, озёра Лапландии, но от них лопари не ждали
больших выгод и не боялись их. Один из наиболее важных — Аккрувва,
живущий в море; он приносит лопарям счастливый рыбный лов. Часто он
выходит из морских волн на берег, причесывает длинные свои волосы,
поднимается от устья рек вверх по течению и приводит рыб из моря в
реки.
В водах же живёт Тшадзеравган — водяной покойник; оба эти
разряда духов любят музыку и часто играют, но их до сих пор никто
не видал. Водяные божества у западных финнов наделены той же
любовью к музыке. Можно было предполагать здесь тождество
представлений двух родственных народностей, но полное отсутствие у
лопарей любви к музыке говорит в пользу заимствования. Смиеринатта
— воровской дух, приносящий своему хозяину имущество, краденное у
других лиц.
Об идолах и святых местах финнов Кастрен
приводит немного
данных. Есть скандинавская «сага», что на берегах Сев. Двины
древние биармцы имели капище с идолом Юмалы в середине. В известиях
средневековых проповедников говорится только о святых деревьях; из
буллы Папы Григория IX видно, что тавастцы гоняют христиан вокруг
святых деревьев до смерти в возмездие за то, что они отказались от
языческого богопочитания. Более разнообразно было идолопоклонство у
лопарей.
Для изображения бога-громовника употреблялось дерево, и
оттого этому идолу придали название деревянный бог (муора юбмел):
брали берёзу, из ствола делали туловище, из корней голову, в правую
руку клали молоток, в голову вбивали железный гвоздь или кусок
кремня. Весьма вероятно, что идея такого изображения занесена из
Скандинавии.
Есть предание в Эдде, что Тор во время боя с Гругниром бросил в
него свой молот и разбил камень Гругнира на две части, одна из
которых попала Тору в голову. Другой бог, Сторьюнкаре, назывался
иначе каменный бог (Киед-юбмел). По одним писателям, он имел вид
птицы, по другим — вид человека или какого-нибудь животного.
Камни,
называвшиеся сейдами, ставились в память предкам. Они были рассеяны
в разных местах, так как лопари не хоронили своих покойников ни в
курганах, ни в долменах. Около сейдов происходили жертвоприношения
усопшим. Можно предположить, что лопари останавливались при своих
перекочевках на местах, где были похоронены их предки. Обмазывание
сейдов жиром служило символическим кормлением предков. Сами лопари
ныне в этих камнях видят окаменевших волшебников: колдун, не
соблюдавший некоторых условий шаманского ритуала, превращался в
камень. В старину долгое время всякий глава семьи был нойдой —
колдуном, и шаманство стояло в тесной связи с родовой религией.
Если сейд в чём-либо оказывался виноватым, его били или топором
отрубали от него кусок, чтобы причинить ему боль.
Самое место, где стоял сейд, считалось святым. Его обносили
оградой, и никто не входил за пределы её без жертвенной цели.
Женщины к нему не допускались. Кроме камней-сейдов были в Лапландии
ещё деревянные сейды, состоявшие: а) из деревьев, корни которых
изображали голову, и b) из кольев, вбитых в землю. Капища
сохранялись у лопарей до недавнего времени. Вера в заклинания
(luvut) жива до сих пор; ими вылечиваются от болезней,
обеспечивается удача в любви, хороший урожай, удача в скотоводстве,
рыбной ловле и охоте. Среди массы суеверий попадаются и пригодные
народные средства, например ныне принятый массаж. Чем ближе к
северу живут колдуны, тем более солидной они пользуются репутацией.
В Швеции всех финнов подозревают в ведовстве, в Нюландии с
недоверием смотрят на тавастландцев, в Тавастландии опасаются
жителей Эстерботнии, а в Эстерботнии самыми грозными волшебниками
считают лопарей. Если где-нибудь закружится вихрь, то стоит только
бросить чем-нибудь стальным, чтобы тотчас увидеть лопарку,
поднявшую своей метлой этот вихрь.
Точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы
племён нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях
родственных народов и не произведены необходимые изыскания.
Исследования Кастрена
выяснили пока только главные черты почитания
природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания
предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии,
но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены
только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных
народов — ливов, эстов, лопарей, вотяков, мордвы и др. К разряду
так наз. героев принадлежат у финнов Вяйнемёйнен, Лоухи,
Лемминкяйнен, Илмаринен и др.
|